Интернет журнал-проект Nespi.kz, материал ЗАЧЕМ НАМ DU SOLEIL, ЕСЛИ МОЖЕТ БЫТЬ КАЗАХ DU SOLEIL?
Феномен казахстанского народа, а скорее выходцев постсоветского пространства в том, что мы все падки на иностранное. Стоит только увидеть лейбл известной иностранной марки, как мы готовы опустошить кошельки и стать владельцами предмета вожделения. Но так ли хорош нашумевший иностранный продукт или пора обратить внимание на наше, отечественное.
О том, почему Казахстану не нужен Cirque du Soleil мы поговорили с первым руководителем казахского государственного цирка Даулетом Досбатыровым.
Какое сейчас состояние отечественного цирка? Посещают?
Начну с истоков зарождения казахского цирка, ему, кстати, 45 лет будет. Цирковое искусство Казахстана — это 4 стационарных цирка, которое пока только поддерживается государством. Цирк Алматы – это сердце циркового искусства, а еще это один из архитектурных памятников, который ассоциируется с Южной столицей. Здесь у нас базируется эстрадно-цирковое училище, соответственно кадров мы готовим, не отходя от цеха. У нашего цирка богатая самобытная история, целых 45 лет, у нашумевшего цирка Du Soleil 28 лет. Цирк du Soleil – это балаганная феерия, это авангард и инновации, но не классический цирк.
И все же он известен и популярен.
Безусловно, цирк популярен во всем мире, но повторюсь это не классический цирк. Цирк – это постсоветский цирк, где есть клоунада, где есть дрессура и животные. В советское время было 70 стационарных цирков, сейчас 38.
Это значит, что мало кого интересует классический цирк или почему они закрываются?
Я бы не был так категоричен, цирки интересны, пока есть маленький зритель – цирк будет жить. Они не закрываются, время меняется, на цирк смотрят как на бизнес. К примеру, монгольский цирк выкупил чемпион по сумо и сейчас там проводятся бои. Но все же классический цирк пользуется спросом, ведь нигде больше нет представлений с животными. Изначально архитектура цирка закладывалась по примеру Колизея, где проводились гладиаторские бои. Люди еще тогда приходили посмотреть на это зрелище. А Cirque du Soleil – это сцена, не манеж и опять же цирк без животных – это как кушать пластиковую рыбу. Не то.
Тогда почему же они пользуются такой бешеной популярностью? А мы нет.
Du Soleil – это спецэффекты, лебедки, экраны, но самого духа цирка они не передают. Мне приходилось видеть несколько программ, они уже повторяются, им не хватает новой крови. В Cirque Du Soleil солей нет артиста, есть актеры и персонажи, наше цирковое искусство строится же на династиях. Дуровы, Куклачевы, Запашные – это все уникальная история цирка, дух сплоченности, которое передается из поколения в поколение. В DuSoleil есть спортсмены, их специально отбирают по всему миру, они год потом живут на базе, в них открывают актеров, год готовят программу. А артисты цирка тренируются каждый день, каждое выступление, номер и программа отрабатывается. Проблема Cirquedusoleilв том, что у ни нет своей труппы, уж тем более династии, кстати, 70-80 % артисты пост советского пространства. Наши кадры, наши мозги реализовывает там программы.
Почему наши не реализовывают здесь?
Цирк du Soleil– это авангард, там работают заводы, которые могут осуществить сложные технические задачи. У нас немного по-другому, мы зависим от субсидии, все упирается в деньги.
Чего же нам не хватает, если финансирование есть?
У нас нужно проводить реорганизацию, но нужно ли нам репродукция. Мы не будем duSoleil, мы можем быть Казах Soleil. Сейчас Росгосцирк предлагает нам вступить в конвейер и участвовать в турне. Когда мы проводили переговоры, то нам сразу сказали, ребята у вас такая красивая культура, традиции, легенды и эпосы. Языком циркового жанра мы можем рассказать историю любви Ромео и Джульетты. Я уже ставил историю «Призрак оперы», это синтез балета и цирка. Я смог поднять артистов балета в воздух – сейчас это актуально, так мы свои чувства передаем зрителю. Цирк может быть и для взрослых, и для детей. У du Soleil в этом плане много философии, есть мимы, но у них нет клоунады, он более для взрослых. Наш цирк рассчитан для ребенка. А нам не хватает хороших продажников, маркетологов, чтобы рассказать какую красоту мы можем здесь творить.
Что цирк дает детям? Не формирует ли он жестокое обращение с братьями меньшими?
Ни в коем случаи, скорее наоборот формирует любовь к животным. У нас был смешной случай, было очень жарко, убежал медведь, он искупался в озере и вернулся. Вот животные не знают, что такое воля, они привыкли, что это их дом, где кормят, заботится. И у работников цирка даже мысли нет мучить животных, они для нас как члены семьи. И это больно, когда теряешь члена семьи.
А как же безопасность?
Конечно, в цирке всегда есть риск. Но я всегда говорю «Мы падаем не для того, чтобы умирать, а для того, чтобы встать и влететь». Или тут уместна фраза Ницше «Искусство нам дано для того, чтобы не умереть от истины». Риск есть везде, должны быть те, кто будет рисковать жизнью, чтобы радовать людей.