О Цирке

admin

В многогранной  культуре Казахского народа цирковое искусство занимает отдельное место. В символике суверенного Казахстана есть распахнутые крылья орла, парящего  в небесной синеве, стремящегося ввысь- к солнцу, скакун соревнующий с ветром все это символы не только кочевого народа , но и казахского циркового исусство.

Казахское цирковое искусство развивалось в единстве с обенностями кочевой жизни. Верховая езда, умение веселить людей шутками, выступлениями салов-акынов, во всех этих явлениях были заложены зачатки циркового искусства. Жизнь кочевого казахского народа требовала таких качеств, как неприхотливость, выносливость, смелость, ловкость, боевую доблесть, трудолюбие, укрощение диких скакунов известно испокон веков. Конь является символом и достоянием казахского народа со времен воинов – кочевников и до сегодняшних цирковых номеров.

1968 году по инициативе первого секретаря ЦК Каз ССР Д.А. Конаева и Совета Министров КазССР было принято решение о строительстве здания государственного цирка в Алматы.

В 1970 году профессиональный национальный коллектив искусства казахского государственного цирка был создан под руководством народной артистки Каз ССР Гульжихан Галиевой. Первые выпускники эстрадно-цирковой студии свою первую национальную программу «Медео» показали на манеже Саратовского цирка. Этот спектакль вошел в историю как день рождения 24 июля 1970 года казахского национального циркового искусства.

Режиссер этой постановки заслуженный деятель РФ Г. Перкун, поэт Ю. Благов написал сценарий представления, художественное оформление было поручено заслуженному художнику Фальковскому, музыку написали народный артист СССР Н.Тлендиев, заслуженный деятель Казахской ССР Л.  Хамиди, А. Ботбаев и М. Моллер.

В 1972 году коллектив казахского цирка за короткий промежуток времени своей деятельности, удивлявщих миллионы зрителей своим искусством, переехали в здание «Волшебную юрту» — эксклюзивной архитектуры.

Реализовал проект комплекса цирка главный архитектор З.Кацев и главный инженер Б. Матвеев.

10 июня 1972 году к празднованию 125-летия великого казахского акына  Жамбула Жабаева  в новом здании для алматинцев и гостей города было показано новая программа «Земля чудес». Это представление казахского циркового искусства легло в основу исторического становления Казахского коллектива. Ее постановщиком был известный цирковой  режиссер народный артист СССР В. В. Головко.

В течении 1972-78 годы  в трех программах с национальным колоритом: «Табунщики-джигиты», «Кыз куу», «Конная сюита», «Жер жаннаты», «Атамекен», «Симфония космоса» были подготовлены представления и в казахском цирковом искусстве появился термин «Джигитовка». В репертуаре казахского цирка имели места  атракционы «Верблюды и медведи », номера «Восточные игры», «Акробатическая легенда», новеллы «Целина», «Медеуо» и т.д.

В 1980 году за высокие достижения и заслуги Казахскому цирковому коллективу присваивается звание «Заслуженный коллектив Казахской ССР».

С обретением Республикой Казахстан независимости  в казахском цирке ставились представления: «Волшебная юрта», «Звезды Азии», «Компьтерные игры Деда Мороза», «Цирк қойыртпағы», «Три толстяка».

Артисты цирка находились на гастролях  в Российской Федерации, Китайской Народной Республике, Германии, Франции, Швецарии, Финляндии и Японии и др.

Казахский цирк гордится уже сложившимися цирковыми династиями: Досбатыровых, Кунгожиновых, Коржумбаевых, Конурбаевых, Урманбетовых, Осельбаевых, Чалабаевых, Абишевых, Болатовых, Хадиковых.

 Стратегической задачей Казгосцирка  является воспитание молодого поколения, сохранение, развитие и пропаганда казахского национального циркового искусства.