Принцесса цирка

07.03.2020 г. «Газета «Вечерний Алматы», материал Юрия Каштелюк «Принцесса цирка»

Обладательница «Серебряного клоуна» фестиваля циркового искусства в Монте-Карло рассказала о том, что ей помогает оставаться на высоте

9 001

Анастасия Демидова, так же как ее сверстники, любит цирк, с той лишь разницей, что манеж для нее профессия, образ жизни. Она в цирке с раннего детства – вместе с мамой и своей наставницей Ольгой Демидовой. Сейчас девятиклассница Анастасия – опытная артистка Казахского государственного цирка Алматы, в активе которой награды различных фестивалей, главной из которых стал «Серебряный клоун». Престижной статуэтки она удостоилась в начале года на одном из самых известных в мире юниорских смотров циркового искусства «Новое поколение» в Монте-Карло.
– Вы помните, когда впервые вышли на манеж?
– В двухлетнем возрасте. Это было на гастролях в Японии. Я поучаствовала в номере своей мамы – вышла с клоунами и сделала колесо. Меня, как и других детей, родившихся «в опилках», не нужно было уговаривать выходить на манеж – в сознании такого ребенка цирк воспринимается как дом. По сути, такое восприятие остается с нами навсегда, только взрослея, ты начинаешь понимать, что цирк – дело, которому нужно отдаваться до конца и всю жизнь учиться. Но в раннем возрасте для тебя это прежде всего игра: познаешь манеж, знакомишься с тем, что видишь на нем, в моем случае это была воздушная лестница. Сначала, как рассказывает мама, я просто трогала ее, потом стала на ней раскачиваться, как на качелях, а когда подросла – стала пробовать взбираться по ней. Чем старше становилась – тем выше взбиралась.
– Как строится ваш день?
– Каждый день после школы, с трех до пяти дня, я тренируюсь с мамой. в комплекс занятий входят упражнения на шведской стенке, подтягиваюсь 15 раз на одной руке и 15 раз на другой, 35 раз без остановки, повиснув на стенке, поднимаю ноги до головы. Эти и другие упражнения – обязательная часть репетиций: хорошая физическая подготовка – это моя уверенность на манеже.
– Расскажите о номере, с которым выступили в Монте-Карло.
– Номер называется «Воздушные ремни», мы готовили его около шести лет вместе с мамой и режиссером алматинского цирка Мариной Редько. Делали его зрелищным, эффектным, с прицелом на будущее, чтобы показать на международном уровне. Максимальная высота, на которую я поднимаюсь, – 10 метров. Постепенно закручиваюсь 4,5-метровыми ремнями, потом ремни разматываются и происходит каскад стремительных вращений. Номер рассчитан на демонстрацию гибкости, пластики, ловкости, выносливости.
– Вы используете страховку?
– Нет, но страховкой служит оборудование номера – ремни, они надежно меня удерживают, кроме того, как я говорила, меня страхует физическая подготовка: когда ощущаешь в мышцах тонус – чувствуешь себя уверенно.
– Насколько я знаю, победа циркового артиста на фестивале в Монте-Карло, как на юниорском, так и на взрослом, приравнивается к победе спортсмена на Олимпийских играх. Вы сильно волновались перед выступлением?
– Фестивалю в Монте-Карло предшествовали другие международные творческие смотры, в которых я участвовала: «Эхо Азии» в Нур-Султане, «Мамонтенок» в Якутстке. здесь Это была очень хорошая школа, во мне окреп состязательный дух, ведь конкурс отличается от обычного выступления тем, что это конкуренция, где побеждает сильнейший, и нужно настроиться на спортивную волну – верить в победу.
– Как стать участником фестиваля в Монте-Карло?
– Мне поступило приглашение на участие в фестивале от президента Всемирной федерации цирка, вице-президента артистической дирекции фестиваля в Монте-Карло Урса Пилса. Он увидел меня на фестивальном выступлении в Нур-Султане, где я заняла третье место, и, видимо, решил, что я готова представить свой номер на юношеском фестивале.
– Вы до поездки в Монако знали, кто будут ваши конкуренты?
– Да, мы с мамой и режиссером Мариной Маратовной знали, кто туда поедет, изучали их номера в социальных сетях. Всего в программе фестиваля участвовало 18 номеров из 18 стран. Все артисты очень сильные, так как в Монте-Карло демонстрируются такие номера, которые в мире не делает никто. В моем случае уникальность заключается в череде сложнейших трюков на десятиметровой высоте, которые, кроме нашего номера, не включены ни в одну женскую цирковую программу. Если кто-то их может повторить, то только мужчины.
– Что вы испытали, когда вам вручили «Серебряного клоуна»?
– Большое счастье, радость за свою маму и наставника Ольгу Демидову, режиссера алматинского цирка Марину Редько, за весь Казахский цирк, благодаря которому состоялась поездка в Монте-Карло. Хочу выразить признательность директору Казахского государственного цирка Нурбакыту Бокебаеву за большую поддержку нашего номера и всего алматинского коллектива цирковых артистов.
– Как воспринимают вашу артистическую карьеру одноклассники?
– Я учусь в физико-математическом лицее – поступила в него с этого учебного года. Вначале одноклассники не проявляли особого любопытства, но, после того как я пригласила их на новогоднее выступление, интерес ко мне сильно вырос. Они говорили: «Вау, как это ты так делаешь?! Вот это да!»
Мне это очень приятно, но это значит, что темп снижать нельзя, прежде всего в учебе: после репетиций сразу сажусь за уроки.
– Придерживаетесь ли вы какой-либо диеты?
– Нет, ем все, только по совету мамы стараюсь не увлекаться хлебом – собираю всю свою волю, чтобы не смотреть на булочки. Во время выступления происходит очень большая физическая отдача, артист сбрасывает полтора-два килограмма, поэтому, повторюсь, особой диеты не придерживаюсь.
– Когда алматинцы увидят ваш номер?
– В программе, приуроченной к 50-летию Казахского государственного цирка, которая намечена на июль этого года.
– Вы планируете поехать на взрослый фестиваль в Монте-Карло?
– Да, но туда приглашают артистов старше 20 лет, поэтому мне есть к чему стремиться, буду повышать свое мастерство, совершенствовать номер, нужно вернуться в Монте-Карло за золотом.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА