Цирк – одно из самых древних искусств. Ещё с античных времен толпы собирались посмотреть на представление бесстрашных, отчаянных циркачей. Совершенно случайно вышло так, что одна из самых интересных построек Алматы – здание цирка. Большое круглое строение, остекленное по периметру, напоминающее то ли юрту, то ли сахарницу советских времен, было возведено вопреки нормам, что говорило о смелости архитекторов. Редакция BURO. попала внутрь архитектурного памятника, посмотрела на его состояние, изучила историю и описала главные проблемы.
Премьера в Саратове и решение Кунаева
В Казахстане фактически не было полноценного циркового ансамбля. Первое выступление Казахского цирка прошло в 1970 году на манеже Саратовского цирка, где и тренировалась наша труппа. Но ограничиваться одними лишь гастролями было нельзя. Именно поэтому четырьмя годами ранее было решено строить собственное здание цирка в Алматы. Искать место для строительства долго не пришлось. В это же время планировалось возведение ансамбля на проспекте имени Абая и реке Весновка (ныне Есентай). Здание цирка строилось первым, за ним последовали дворец бракосочетания, затем государственный музей искусств имени Кастеева и здание академического театра имени Ауэзова. Также было запланировано строительство киноконцертного зала, однако проект не был реализован. Известный факт, что все серьезные архитектурные решения в столице принимал непосредственно первый секретарь ЦК КПСС Казахстана. Говорят, что именно по решению Динмухамеда Кунаева начались работы над проектом строительства цирка в 1966 году. Главными архитекторами выступили Владимир Кацев и Арыстан Кайнарбаев.
Нужно помнить об историческом контексте времени: в 60-70-е годы в СССР при строительстве делался упор на практичность. Несмотря на влияние передовых идей модернизма, главными при строительстве были дешевизна и эффективность. Именно поэтому на первый план выдвигались типовые проекты. Партия требовала унификации, не столько по политическим соображениям, сколько ради увеличения масштабов строительства. Вопреки разработке типового проекта цирка, в Алматы было решено возводить здание с уникальной архитектурой. Уникальным этот проект, конечно, можно было назвать с натяжкой, так как за его основу был взят проект цирка в Ашхабаде. Мы видим такую же ротонду, остекление и купол с дополнительным элементом наверху. Однако уже на уровне проектирования вносились серьезные изменения – был обустроен цокольный этаж с гардеробной, была увеличена высота подъема купола. С точки зрения эстетики он также довольно сильно отличался, самое заметное – металлическая черепица, покрывающая крышу. Также здание обнесли большим фойе по всему периметру, а бетон глухих стен было решено заменить на стекло (что было характерным для многих модернистских зданий Алматы). Так архитекторы хотели добавить легкости грубым геометричным силуэтам. Даже при постройке простейших типовых жилых зданий следовали этому принципу. Как правило, первые этажи отдавали под коммерцию, их и обносили стеклом. Это должно было способствовать созданию некого образа будущего – город, в котором большие бетонные блоки словно парят в воздухе. Огромное внимание уделяли архитектуре основного здания, но нельзя было забывать и о служебно-производственном корпусе. Да, здесь совершенно нет излишеств и каких-то интересных приемов – обыкновенные одно- и двухэтажные здания, расположенные вокруг хоздвора, где располагаются конюшни. Скачки и трюки на лошади – обязательный элемент местных выступлений, сохранившийся с древних времен. Также здесь можно найти помещения для содержания других животных, склады для хранения инвентаря и малый манеж. Он не используется для выступлений – только для тренировок. Однако по масштабу он соответствует основному, что позволяет артистам в полной мере готовиться к своим выступлениям. К 1986 году к корпусу пристроили дополнительное помещение.
Состояние сегодня и потенциал
Цирковые выступления в XXI веке – это всегда спорно. Встает вопрос об этичном обращении с животными. Однако в этом материале мы хотим сфокусироваться на проблемах архитектуры, а не этики. На удивление, экстерьер здания сохранился хорошо. Конечно, при ближайшем рассмотрении видно множество недочетов в виде треснувшей краски, сколов бетона или заржавевшего металла на крыше. Таких мелочей множество, но это всё – вполне естественные проблемы, которые появляются во время долгой эксплуатации здания. Это явно говорит о необходимости капитального ремонта. Однако радует сохранность общего облика архитектурного силуэта. Отдельной похвалы заслуживает касса, отделанная керамическими плитками, каждая из которых выкрашена в определенный цвет. Перед цирком стоит большая рекламная мачта. К сожалению, сейчас она не выполняет никаких функций, хотя раньше на ней висели неоновые рисунки, ярко светившиеся ночью. С учетом ностальгического образа цирка, идеальным решением было бы восстановление неоновых ламп с целью сохранения аутентичности и уникальной эстетики.
Главное разочарование, как и в отношении всех памятников модернизма в Алматы, – небрежность работы «реконструкторов» и «реставраторов» в нулевые. Ценность любого архитектурного памятника заключена не столько в его общем виде, сколько в деталях. К сожалению, их ценят меньше всего. Например, металлические двери заменили на пластиковые. Да, это проще, дешевле и удобнее для подрядчиков, но архитектурная ценность дверей стала нулевой. Это же касается и цокольного этажа. Из оригинальных материалов и элементов не осталось ничего, кроме большого барельефа авторства Константинова Виктора Иннокентьевича. Однако все остальное – от терразитовой штукатурки с мраморной крошкой и до выкладки на полу, можно увидеть. Благо второй этаж сохранился намного лучше. Здесь и типичный для зданий СССР пол из камня, колонны, украшенные мрамором, металлические перила с огромными деревянными поручнями. Большие парадные двери заменили во время реконструкции, однако по дизайну они до сих пор напоминают оригинал. На третьем этаже остался деревянный паркет, но, судя по всему, его не обновляли со времен постройки, поэтому в некоторых местах дерево потрескалось. Но, если говорить об эстетике, налицо множество дополнительных проблем. Это и непонятные стойки (буфеты) с яркими рисунками, случайные картины на колоннах и лампы для их освещения, аляповатые шторы и кресла-сиденья в случайных местах. Конечно, это мелочи, и их можно легко исправить. Для этого достаточно поднять архивные фотографии и посмотреть, как выглядели интерьеры в их оригинальном исполнении. К сожалению, для того, чтобы возвратить цокольному этажу его первоначальный вид, придется проводить серьезные работы. Основной зал выполняет свою функцию, однако и здесь имеются заметные косметические недочеты. Хаотичность в дизайне – следствие работы недобросовестных реконструкторов. Исправить это можно, но только при условии, что здание окажется в руках компетентных специалистов (тех, кто умеет работать с советским модернизмом). Ведь, если учесть растущую популярность советской архитектуры, у алматинских памятников есть все шансы попасть в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако для этого необходима аккуратная, трепетная и вдумчивая работа со стороны реставраторов.
Цирк интересен как архитектурный памятник ещё и потому, что он полностью сохранил свою функцию в XXI веке. Цирковой артист – это удивительная профессия, которая по праву считается одной из древнейших. И у современного алматинца есть все возможности увидеть цирковое искусство воочию. Да, налицо нехватка бюджета. Отсутствие функционирующих институций по развитию культуры не позволяет труппе цирка развиваться в полной мере. И в этом наша вина, цирк – это не пережиток прошлого, это часть уникального культурного и архитектурного пласта, его должен ценить по достоинству каждый житель города.